Аберрация — (лат. aberratio уклонение),
отклонение от нормы. |
Абсолют — (от лат. absolutus — безусловный — неограниченный)
— безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений
и условий (бог, Абсолютная личность — в теизме. Единое — в неоплатонизме
и т. п.). Вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух. идея,
божество). |
Абсолютный дух — в философской
системе Гегеля — заключительное звено развития духа, реализующее самосознание
абсолютной идеи. Пройдя этапы субьективного духа и объективного духа, дух
восходит к абсолютному знанию. |
Абстрактное — в диалектической
традиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонность
знания. Связывалось Гегелем с рассудочностью мышления. |
Аксиология — философское учение
о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностей мира (то
есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными
факторами) и о структуре личности. |
Амбивалентность—двойственность,
противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и тому
же объекту. |
Антагонизм — одна из форм противоречий,
характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций.
|
Антиномия — противоречие между
двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным
и. как правило, логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы
(теории). |
Антропология (философская) —
учение о человеке, его сущности и природе. |
Антропософы — последователи антропософии
— религиозно-оккультного учения о человеке, созданного в начале XX века
в России Штейнером и его адептами. |
Апокатастас — возвращение вещей
в своем былом обличий и состоянии. |
Апофагпичвский — относящийся
к апофатическому богословию, которое базируется на отрицательных утверждениях
о Боге, как не имеющем атрибутов, не подлежащем определению, поскольку Он
находится вне бытия и качественности. |
Апперцепция — результат жизненного
опыта индивида, обеспечивающий выделение гипотез об особенностях воспринимаемого
объекта, ею осмысленное восприятие. |
Априорный — не опирающийся на
знание фактов, чисто умозрительный. Априорное утверждение |
Архетип — беспрецедентная, бессознательная,
предшествующая форма, которая, судя по всему, представляет собой часть наследуемой
структуры психэ (души), и вследствие этого способна спонтанно проявлять
себя везде и в любое время. |
Аскетизм - термин, обозначающий
признание и исполнение — аскезу — предписаний, имеющих целью достижение
духовно-нравственного совершенства при помощи подавления телесно-чувственных
влечений и желаний и сосредоточенности человека исключительно только на
жизни духа. Эти предписания включают в себя существование в бедности, половое
воздержание, терпение, отрешенность от суеты мира и т.п. |
Атеизм — исторически разнообразные
формы отрицания, опровержения религиозных представлений и культа и утверждение
самоценности бытия мира и человека. |
Аутентичный — подлинный, исходящий
из первоисточника. |
Бессмертие — существование личности
или души после смерти; в более широком смысле — слияние души с Богом или
с «мировым духом»; и, наконец, существование личности в сознании
потомков. |
Бессознательное — совокупность
психических процессов, не представленных в сознании субьекта. В ряде психологических
теорий — особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В
«философии бессознательного» Э. Гартмана Бессознательное — универсальная
основа бытия. |
Благо — то, что заключает в себе
определенный положительный смысл. «Высшее Благо» (термин введен
Аристотелем, лат. summum bonum) — то, в зависимости от чего в философских
учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство,
«эвдемония» в древнегреческой этике, Единое — у Платона и в
неоплатонизме, бог в средневековой схоластике. С кон. 19 в. понятие Благо
вытесняется понятием ценности. В более узком смысле Благо в этике — синоним
добра. |
Богоискательство — религиозно-философское
течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере
назревавших в предреволюционный период общественных перемен и получило широкое
распространение после поражения революции 1905-1907 гг. Предлагалось перестроить
современные формы гражданского быта и человеческого существования на основе
обновленного христианства. (Представители: Бердяев Н.А, Булгаков С.Н., Мережковский
Д.С., Гиппиус З.Н., Минский Н.) Бытие — философская категория, обозначающая
реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному
миру, Бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая
природа, биосфера, общественное Бытие, объективно-идеальное Бытие (ценности
культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), Бытие
личности. Вера — принятие чего — либо за истину, не нуждающееся в необходимом
полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и,
следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. |
Верификация — в обычном словоупотреблении
— доказательство, подтверждение истинности какого-либо положения; в логике
и методологии науки: процесс установления истинности научных утверждений
эмпирическими методами проверки. |
Вещь в себе — философское понятие,
означающее вещи, как они существуют сами по себе («в себе), в отличие
от того, как они являются «для нас» в познании; одно из центральных
понятий «Критики чистого разума» И. Канта. |
Власть — в общем смысле, способность
и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие
на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета,
права, насилия. |
Воля — стремление и способность
осуществлять свои желания, достигать поставленных целей; либо власть, возможность
распоряжаться. В метафизике и оккультной философии. Воля есть то, что руководит
проявленными вселенными в вечности, Воля есть единый и единственный принцип
абстрактного вечного Движения, или его воодушевляющая сущность. «Вопя
есть первая из всех сил», говорит Ван Гельмонт, «... Воля есть
атрибут всех духовных существ и выражает себя в них тем экгивнее, чем больше
они освободились от материи.» |
Герменевтика — (от греч. hemieneutikos
— разъясняющий — истолковывающий), искусство толкования текстов (классической
древности, Библии и т. п.). учение о принципах их интерпретации; экзегетика.
В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. — учение о «понимании»
(целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных
наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках). |
Героизм, героическое — совершение
выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам
народных масс, передовых слоев населения и требующих от человека личного
мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. С древних времен люди
отказывали в героизме тем необыкновенным и ярким действиям, которые не отвечали
интересам народа, общественным идеалам. |
Гносеология — раздел философии,
учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания,
отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности,
исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности
и истинности. |
Гностицизм — (от греч. gnostikos
— знающий) — философское учение, признающее возможность познания объективного
мира и его закономерностей; религиозное дуалистическое учение поздней античности
(1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т. н.
иудеохристиэнекий Гностицизм), популярной греческой философии и восточных
религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное»
знание о боге и конечных тайнах мироздания. |
Государство — основной институт
полип ической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану
его экономических и социальных структур, подавление социальны) противников.
Обладав монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом
на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики,
исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всегс населения,
правом взимания налогов и сборов. |
Гражданское общество — |
- необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный на
праве и демократии; (общественное устройство, при котором человеку гарантируется
свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются
права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданское
общество контролирует государство, которое служит обществу;
- мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такие
формы государственной организации, при которой внутренние интересы членов
общества подменяются интересами государственного аппарата.
|
Гуманизм — исторически изменяющаяся
система воззрения, признающая ценность человека как личности, его право
на свободу, счастье, развитие и проявление сьоих.слособностей, считающая
благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства,
справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми. |
Движение — способ существования
материи, в самом общем виде — изменение вообще, всякое взаимодействие обьектов.
Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности
и непрерывности, абсолютною и относительного. |
Дедукция — (от лат. deductio
— выведение) — вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение),
звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.
Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы,
имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия
из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны,
то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства.
|
Деизм — религиозно-философское
воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо
участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. |
Детерминизм — философское учение об объективной закономерной
взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального
мира. |
Дефиниция — определение. |
Деятельность — способ воспроизводства
социальных процессов, самореализации человека, его связей с ошужающим миром.
|
Диалектика — учение о наиболее
общих эщономерных связях и становлении, развитии бытия и познания; основанный
на этом учении метод мышления. В результате внутренних противоречий появляется
новое. Закон перехода количествен-ных изменений в качественные. |
Диалог — (dialogue, от греч.
dialogos) — разговор между Двумя или несколькими лицами; философский термин,
используемый в современных онтологических теориях коммуникации для обозначения
особого уровня коммуникативного процесса, на котором происходит слияние
личностей участников коммуникации. |
Дивергентный — расходящийся в
разные стороны. |
Добро — основная моральная ценность,
нравственная ценность сама по себе. |
Долг — это категория этики, в
которой выражается нравственная задача отдельного индивида, группы лиц.
класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящихся
для них внутренне принимаемым обязательством. |
Дуализм — (от лат. dualis — двойственный)
— философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал —
духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен
X. Вольфом. Один из крупнейших представителей — Р. Декарт. |
Дух — свободен от конкретных
воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за
любые границы, поэтому он способен доходить до вершин мироздания. |
Душа — понятие, выражающее исторически
изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит
к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного
(иногда и растения) и покидающей его во время сна или а случае смерти (ср.
учение о переселении душ — метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса
(гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платан, неоплатонизм).
У Аристотеля Душа — актив-i нов целесообразное начало («форма»)
живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях Душа человека
— созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. |
Евразийство — идейно-политическое
и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. Историофилософская
и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов,
во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России
и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный
материк между Азией и Европой и особый тип культуры. |
Жизнь — одна из форм существования
материи, способная к развитию (эволюции). В метафизическом смысле — основной
мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека; жизненная
судьба вообще. |
Западничество — В России в середине
19 в.: общественное течение, представители которого, принадлежа к разным
политическим направлениям, признавали, в отличие от славянофилов, западноевропейский
капиталистический путь развития приемлемым для России. Представители: П.В.
Анненков. В.П. Боткин, Т.Н. Граневский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков. И.С.
Тургенев, П.Я.Чаадаев, Б.Н.Чичерин |
3ло — противоположность добра.
То, что воспринимается как препятствующее жизни, уничтожающее ее или обеспечива-ющее
некоторую ценность, то, что вызывает дисгармонию. |
Знак — материальный, чувственно
воспринимаемый пред мет (явление, действие), который выступает как представитель
другого предмета, свойства или отношения. Знаки бывают языковыми и неязыковыми.
Представление, возникающее в сознании благодаря знаку, есть значение знака;
представление, слившееся со своим значением в некое внутреннее единство,
есть символ. Важнейший знак для человека — явление. |
Идеал — (греч. idea — идея, понятие,
представление) — совершенство, совершенный образец чего-то, высшая цель
стремлений, деятельности. |
Идеализм --- направление в философии;
считает идею, сознание, дух первичными, а природу, бытие, материю — вторичными.
|
Идентификация — (отождествление)
бессознательный процесс, благодаря которому индивид ведет себя, думает и
чувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует.
Играет важнейшую роль в формировании личности. |
Идеология — (греч. idea — понятие,
представление + логия) — система идей, взглядов, нравственных, эстетических,
в которых осознаются и оцениваются отношения людей к дейсгвительности, выражаются
интересы соц. групп. |
Имманентный — внутренне присущее
тому или иному предмету, явлению или процессу свойство. |
Индивид — (от лат. individuum
— неделимое) — единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное
живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, труппы, коллектива.
В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным,
именем. |
Индивидуализм — тип мировоззрения,
сутью которого является, в конечном счете, абсолютизация позиции отдельного
индивида в его противопоставленности обществу, причем не какому-то определенному
социальному строю, а обществу вообще, миру в целом. |
Индустриальное общество — общество,
основанное на развитии крупного промышленного производства, формирующее
соответствующее модели рынка, потребителя, социальной организации, науки
и культуры. Ориентация людей на постоянный рост обьема производства, потребления,
знания. Идея роста и прогресса — «ядро» индустриального мифа
или идеологии. Экстенсивное развитие производства, «механизация»
общественных связей, отношений человека с природой. |
Интеллигибельный — философский
термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и недоступный чувственному
познанию. |
Интенция — намерение, цель, направление
и направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. |
Интерпретация — (interpretation,
от лат. inlerpretatio — посредничество) — разъяснение, истолкование, раскрытие
смысла, значения чего-либо (напр. той или иной акции, решений, действий
властей, а также положений и норм различных видов права, статей законов,
кодексов, указов и т.д.). |
Императив (от лат. imperativus
— повелительный) — требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике
практического разума» — общезначимое нравственное предписание, в противоположность
личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при
определенных условиях, категорический императив — безусловный принцип поведения.
|
Истина — соответствие высказывания
реальности, соответствие человеческих знаний действительности, совпадение
человеческой мысли и объекта. |
Категорический императив — центральное
понятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правило
поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответтвии с принципом,
который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться
ко всякому человеку как к цели, а не как к средству. |
Конфликт — (лат. conflictus —
столкновение) — столкновение противоп. интересов, взглядов или мнений. |
Космизм — совокупность течений философской и религиозной
мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства
всего живого, волю к мистико-интуи-тивному познанию внеземных пространств.
|
Культура — форма деятельности
людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые
в эту деятельность её продукты и результаты. |
Либерализм — идейное и общественно-политическое
течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип
гражданских, политических, экономических свобод. Истоки Либерализма — в
концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др.. направленных
против абсолютизма и феодальной регламентации. |
Либидо — преимущественно бессознательные
сексуальные влечения, вообще стремления, желания, склонности. К.Г. Юнг в
полемике с 3. Фрейдом расширяет его до понятия психической энергии вообще,
своего рода метафизического принципа психики. Личность — индивидуальный
человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также
— своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений
и т.д. |
Логика — (от греч. logos — слово,
понятие, рассуждение, разум) — наука о законах и операциях правильного мышления,
наука о способах доказательств и опровержений. Основателем логики считается
Аристотель. |
Максима — ( лат. maxima (regula,
sententia) — основное правило, принцип) — краткое изречение, вид афоризма
нравственного, этического характера; правило поведение принцип, которым
человек руководствуется в своих поступках; обычно выражается в констатирующей
или наставительной форме. |
Материализм — это одно из направлений
в философии, которое исходит из того, что |
- мир — по природе своей материален,
- материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания;
материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично,
производно;
- мир и его закономерности вполне познаваемы.
|
Материя — (латинское materia).
вещество; субстрат, субстанция; содержание (в отличие от формы). Понятие
материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии
в учениях Платона и Аристотеля, при этом Материя понималась как чистая потенция.
Сформулированное Р. Декартом понятие материи как телесной субстанции, обладающей
пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма
17-18 вв. Материя — центральная категория , диалектического материализма.
|
Мессианизм — религиозная вера
в пришествие Мессии (спаситель, который должен явиться с неба для установления
«царства божия»). |
Метафизический — относящийся
к метафизике, надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом, трансцендентный;
по Канту, рассмотрение метафизично, если оно «содержит то, что изображает
понятие, данное априори». |
Метод — (от греч. methodos —
путь исследования — теория, учение), способ достижения какой-либо цели,
решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического
или теоретического освоения (познания) действительности. В (философии Метод
— способ построения и обоснования системы философского знания. |
Методология — (от метод и ...логия)
— учение о структуре, (логической организации, методах и средствах деятельности;
Meтодология науки — учение о принципах построения, формах и способах научного
познания. Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принцилов,
определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и
вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. |
Мистицизм — пристрастие к мистическому,
склонность к неопределенному. неточному мышлению, в тех случаях, когда речь
идет о вещах нематериальных. |
Мифология (от греч. mylhologia
от греч. mytnos — предание + logos— учение) изображение природы, всего мира
как населенных живыми существами с их магической, чудесной и фантастической
практикой.Форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный
для ранних стадий общественного развития. |
Монада — (от греч. топаз — род.
п. топ ados — единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских
учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в
неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная
субстанция в монадологии Г.В. Лейбница, воспринимающая и отражающая др.
монаду и весь мир. |
Мораль — (от лат. moralis — нравственный)
совокупность ограничений и претензий людей в системе соц. взаимодействия,
взаимных свобод и обязательств, эквивалентов в процессах соц. обмена, принимаемых
и выполняемых людьми добровольно, без законодательного принуждения; одна
из основных форм общественкого сознания, достижение гуманистической культуры
человека. |
Народничество — идеология и движение
разночинной интеплигенции, отражало антифеодальные интересы крестьянства,
выступало одновременно и против пережитков крепостничества, и против буржуазного
развития страны. |
Наука — сфера человеческой деятельности,
функция которой — выработка и теоретическая систематизация бъективных знаний
о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность
по получению знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе
научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. |
Натурфилософия — (от лат. natura
— природа) — фил. природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой
в ее последовательности. Возникла в Древней Греции в досократовский период
(милетская школа) и явилась по существу первой ист. формой фил. |
Неофит — новообращенный в какую-либо
религию; новый сторонник какого-либо учения. |
Нигилизм — позиция абсолютного
отрицания. Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истины.
По Ницше — это явление, связанное с переоценкой высших ценнстей. |
Ничто — отсутствие или даже небытие
чего-либо, выражавшее в языке при помощи отрицания. Это отрицание может
иметь лишь относительный смысл, означая отсутствие свойств, состояний. процессов
в определенном нечто, или абсолютный. |
Ноосфера — сфера взаимодействия
природы и общества, в которой человеческая деятельность становится главным
определяющим фактором развития. |
Норма — предписание, образец
поведения или действия, заключения о чем-либо или мера оценки. |
Обскурантизм — крайне враждебное
отношение к просве-дению и науке, мракобесие. |
Общественный договор — философская
и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти
соглашением между людьми. |
Общество — совокупность людей,
объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия
в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью
и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм,
определяющих их поведение. |
Объект — (от лат. objectum —
предмет) — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и
познавательной деятельности. В качестве Объекта может выступать и сам субъект.
|
Онтология — раздел философии,
учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его
структура и закономерности. |
Отчуждение — процесс превращения
различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную
сипу, господствующую над ним и враждебную ему. |
Парадигма — (от грен, paradeigma
— пример — образец) — (исходная концептуальная схема, модель постановки
проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение (определенного
исторического периода в научном сообществе, система основных науч. достижений
(теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика
ученых в конкретной области знаний в данный период. Смена парадигм представляет
собой научную революцию. |
Парадокс — (от греч. paradoxes
— неожиданный — странный) — неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией
утверждение, рассуждение или вывод. В логике — противоречие, полу-(ченное
в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно
противоречащим заключениям. |
Патристика — философия и теология
отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века.
Отцы церкви пытались согласовать Священное писание и языческие тексты античных
философов. |
Плюрализм — (от лат. pluralis
— множественный) — философское учение, согласно которому существует несколько
(или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «Плюрализм»
введен X, Вольфом (1712). |
Пограничные ситуации — ситуации,
в которых человеческая экзистенция познает себя как нечто безусловное. Пограничные
(ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии.
Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающимися
восстановлением нашего самобытия (самосознания). |
Познание — процесс получения
и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов,
концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации
в окружающем мире. |
Постмодернизм — явление, характерное
в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике
принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического
мышления. |
Право — система общеобязательных
социальных норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощью
этих норм и охраняемых им; включает также права, свободы и обязанности человека
и гражданина, определяющие правовой статус личности. |
Прагматизм — (от греч. pragma
— род. п. pragmatos — дело, действие), философское учение, трактующее философию
как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных
жизненных ситуациях. Объекы знания, с точки зрения прагматизма, формируются
познавательными усилиями в ходе решения практических задач. |
Прогресс — тип, направление развития,
характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного
к более совершенному. |
Просвещение — политическая идеология,
философия и культура эпохи крушения феодального и утверждения буржуазного
строя. |
Рационализм - философское направление,
признающее разум основой познания и поведения людей. |
Рациональное — соответствующее
законам разума, т. е. законам логики, и соответствующее принятым каким-либо
сообществом правилам. |
Религия — (religion, от пат.
religio — благочестие, культ, святыня) — весьма влиятельное миропонимание
и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия
(культ), основанные на вере в существование бога (богов), сверхъестественного.
|
Релятивизм — методологический
принцип в теории познания, состоящий в абсолютизации положения об относительности
и условности наших знаний. |
Рефлексия — (от позднелат. reflexio
— обращение назад) — размышление, самонаблюдение, самопознание. Форма теоретической
деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий
и их законов. |
Ригоризм — (от лат. rigor — твердость,
строгость), строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведении
и мысли, исключающее какие-либо компромиссы, учет других принципов, отличных
от исходного, и т.п. |
Сакральный — (от латинского sacralis
— священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к
божественному, религиозному, связанных с ними, а отличие от светского, мирского,
профанного. |
Свобода — способность человека
к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями
и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.
(Семантика — (от греч, semantikos — обозначающий) — значения единиц языка,
раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов..
|
Сентенция — (лат. sententia —
мысль — изречение, приговор) изречение нравоучительною характера. |
Славянофильство — в России в
середине 19в.: идейуо-политическое течение, представители которого противопоставляли
исторический путь развития России развитию стран Западной Европы и идеализировали
патриархальные черты русского быта и культуры. |
Смерть — прекращение жизнедеятельности
организма, тело которого после этого подвержено действию только законов
неорганической природы. |
Смысл — идеальное содержание,
идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (Смысл
жизни, Смысл истории и т. д.). |
Сознание — человеческая способность
идеального воспроизведвния действительности в мышлении, высшая форма психического
отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью,
идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах:
индивидуальной (личной) и общественной. |
София — в русской религиозной
философии (софиологии) творческая премудрость Божия, в которой заключены
все мировые идеи и которая носит в своём сердце всю природу и одновременно
является идеей самого человечества. Олицетворяет женственное в Боге и является
символом тайны мира. |
Справедливость — категория морально-правового
и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически
меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. |
Субстанция — (лат. substantia
— сущность; то — что лежит в основе), объективная реальность; материя в
единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует
само по себе, не зависит ни от чего другого. Субстрат — общая основа всех
процессов и явлений. |
Субъект — (от лат. subjectus
— лежащий внизу — находящийся в основе), носитель предметно-практической
деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности,
направленной на обьект. |
Судьба — в обыденном сознании
неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности
выступала как слепая, безличная справедливость, как удача и случайность,
как всеохватывающая непреложная предопределенность. Вера в судьбу часто
связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру
в божественное провидение. В конце 19 в. понятие судьбы получило распространение
в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный
путь, стечение обстоятельств. |
Схоластика — (от греч. scnolastikos
— школьный — ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением
теологодогмэтических предпосылок с рационалистической методикой и интересом
к формально-логическим проблемам. Так нередко называли знание, оторванное
от реальной жизни. |
Сциентизм — (от лат. scientia
— наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни
общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика. Творчество
— деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью,
оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. |
Теизм — (от греч. theos — бог)
— религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной
личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем.
Признание потусторонности Бога отличает Теизм от панТеизма, признание непрерывной
активности Бога — от деизма. |
Телеология — (от греч. telos
— род. п. teleos — цель и ...логия), философское учение, приписывающее процессам
и явлениям природы цели (целесообразность), которые или устанавливаются
Богом, или являются внутренними причинами природы. |
Теократия — (от греч. theos —
боги ...кратия) — форма правления, при которой глава государства (обычно
монархического) является одновременно его религиозным главой. |
Теология — (от-греч. theos —
Бог и ...логия) (богословие) — совокупность религиозных, доктрин и учений
о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего
человеку знание о себе в откровении. |
Теоцентризм — идея, по которой
основой мироздания является Бог. Все поступки человека имеют смысл тогда
и только тогда, когда они связаны с Богом. |
Толерантность — (лат. tolerantia—терпение)
— терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению,
обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов,
неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека.
|
Традиция — (от лат. traditio
— передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся
от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных
группах в течение длительного времени. |
Трансцендентальный — (от лат.
transcendens — род. п. transcendents — выходящий за пределы), в схоластике
— предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). В
философии Канта — априорные формы познания, организующие опытные данные.
|
Трансцендентный — запредельный
по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом. |
Утопия — изображение идеального
общественного строя, лишенного научного обоснования. |
Утилитаризм — (от лат. utilitas — польза — выгода) — принцип
оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить
средством для достижения какой-либо цели. |
Фальсификация — (позднелат. falsificatio
— от falsifico — подделываю) — преднамеренное искажение каких-либо данных.
|
Фатализм — мировоззрение, рассматривающее
каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию
изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
|
Феминизм — комплекс социально-философских,
социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих
положение женщины в обществе. |
Философия — (от фил... и греч.
sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система
идей, взглядов на мир и на место в нем человека. |
Фрейдизм — общее обозначение
философско-антролологической и психологической концепции 3. Фрейда и всей
совокупности, развившихся на ее основе учений и школ. Исходя из учения Фрейда
о бессознательном, Фрейдизм стремится свести формы кульpы и социальной жизни
к проявлениям первичных влечений. |
Ценность — положительная или
отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной
группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе;
критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах
и нормах, идеалах, установках, целях. |
Цивилизация — (civilization,
от лат. civilis — гражданский) — высокая ступень, уровень общественного
развития, материальной и духовной культуры; синоним культуры; совокупность
достижений общественного прогресса; общество. |
Экстраполяция — распространение
выводов относительно одной части какого-либо явления на другую часть, на
явление в целом, на будущее и т.п. |
Эмпиризм — направление в теории
познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что
содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта,
либо сведено к нему. |
Эндогамия — заключение браков
внутри определенного этноса. |
Этнос — (от греч. etnos — народ)
— исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная
общность людей, объединенных общностью языка, своеобразия культуры, быта,
традиций, обычаев, самосознания. |
Явление — (от греч. ptiainomenon
— являющееся) — событие, случай, факт, все, что в жизни имеет место и в
чем обнаруживается, сказывается сущность, все, что вопринимается чувствами.
|