Исходной для человеческого общества системой общих знаний
о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной
и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.
Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность
мышления и эмоционально-аффективное восприятие среды, очеловечивание природы,
одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического
прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения
мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями
об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений,
преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать
ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода
(племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию
в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал
взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной
и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д. Традиционный
миф — не идеальное понятие, не идея, это сама жизнь. Для мифического субъекта
это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и
отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью и личной заинтересованностью.
Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален, аффективен, жизнен.
И даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное
в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека.
Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом — уподоблением
природных явлений человеку, гилозоизмом — оживлением всего, анимизмом —
одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками. |
Таким образом, самые первые представления о мире существовали
как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления,
знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии,
верования в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения
многолетних наблюдений, здравый смысл. |
По мере совершенствования понятийного мышления происходит
и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят»
знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное.
В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две
системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы
мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью»
философии. А та часть, — которая обращалась к проблемам постижения действительности
через веру, стала основой для теологии как учения о религии. |
В этом качестве философия выступает как способ решения мировоззренческих
проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта. Однако генетическая
связь мифологии, религии и философии продолжается и в функциональной связи
этих систем знаний. Все они выступают как способы освоения мира как целостности,
рассматривают наиболее общие проблемы происхождения и устройства мира, взаимоотношений
мира и человека, роли человека и смысла его жизни, т.е. являются средствами
формирования и одновременно формами мировоззрения. Нельзя исключить и будущего
их синкретизма. |
Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно
в одно время (VI-V вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах — в
Индии, Китае, Египте, Греции, Персии, Вавилоне. Первоначально философские
системы разных стран существенно отличались друг от друга. Так, восточная
философия рассматривала преимущественно гуманистические проблемы; египетская
философия большое внимание уделяла исследованию здоровья; греческая — поиску
первоначала и проблемам познания. Постепенно проблематика философии унифицировалась,
что, разумеется, не повлекло за собой единство взглядов на одни и те же
проблемы, но позволило очертить объект и предмет этой системы знаний, ее
предметное поле. |