ID: |
Тема плана: |
План: |
48 | Роль семьи в жизни человека и общества | 1) Понятие о семье.
2) Основные типы семейных отношений:
а) кровнородственные;
б) брачные.
3) Основные этапы формирования семьи.
4) Особенности семьи:
а) семья как малая группа;
б) семья как социальный институт.
5) Основные типы семьи:
а) патриархальная;
б) партнерская.
в) нуклеарная;
г) поколенная.
6) Функции семьи:
а) досуговая;
б) воспитательная;
в) эмоционально-психологическая;
г) хозяйственная;
д) статусная и т.д.
7) Особенности семьи в современном обществе.
|
49 | Общественные отношения и их виды | 1) Понятие общественных отношений:
а) в широком смысле;
б) в узком смысле.
2) Человек как универсальный субъект общественных отношений.
3) Классификация общественных отношений по основным сферам
жизни общества:
а) экономические;
б) социальные;
в) политические;
г) духовные.
4) Содержание каждого вида общественных отношений.
5) Значение общественных отношений для формирования общественной целостности.
|
56 | Общество как целостная система | 1 Понятие общества
2. Основные функции общества
3 Особенности общества как саморазвивающейся системы
4. Типы общества
а)традиционное
б)индустриальное
в)пост-индустриальное
5.Основные подсистемы общества — сферы общественной жизни
а) экономическая
б) социальная
в) политическая
г) духовная |
62 | Формы государства | 1. Что такое форма государства?
2. Формы правления:
а) монархия
б) республика
3. Форма государственного территориального устройства:
а) унитарное
б) федеративное
в) конфедеративное
4. политические режимы:
а) демократический
б) авторитарный
в) тоталитарный |
77 | Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности | 1) Угрозы и вызовы современного человечества
2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.
3) Особенности терроризма на современном этапе:
а) наднациональный характер;
б) использование современных электронных сетей и средств.
4) Проявления террористической деятельности.
5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами. |
86 | Экологический кризис как глобальная проблема современности | 1) Основные глобальные проблемы человечества:
а. проблема плохой экологии
б. демографическая проблема
в. диспропорция экономического развития ("богатый север-бедный юг")
г. угроза 3 мировой войны
д. международный терроризм
е. распространение алкоголизма и наркомании
2) Экологический кризис как одна из самых острых проблем
3) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами
3) Причины экологического кризиса:
а. нерациональное распределение и использование ресурсов
б. неприменение или недостаточное применение новых технологий
в. отсутствие альтернативы природным ресурсам
г. недостаточное количество мероприятий по защите экологии
д. недостаточная пропаганда экологической проблемы среди населения планеты
4) Проявления и последствия экологического кризиса:
а. снижение качества жизни и здоровья населения
б. угроза экологической катастрофы
5) Пути преодоления экологического кризиса:
а. выработка новых, высокотехнологичных способов ведения хозяйства
б. защита и очистка окружающей среды
в. международное экологическое сотрудничество
|
106 | Этнос | 1. Понятие этноса (Что такое этнос?)
2. Виды этносов:
А) род
Б) племы
В) народность
Г) нации
3. Национальные интересы
4. Меж.ныциональные отношения
А) сотрудничество
Б) конфликт |
150 | Социальные статусы и роли | 1.Понятие
2.Статусный и ролевой набор
3.Виды статусов
а)предписанный стат.
б)достигаемый стат.
4.Престиж и авторитет
5.ролевой конфликт
а)межролевые
б)личностно ролевые
в)внутреролевые
6.Социализация личности
7.Статусные символы
|
188 | Социальный институт |
1. Определение социального института
2. основные комплексы социальных институтов:
а) экономические
б) политические
в) социальные
г) институты, действующие в духовной области
3. Ключевые социальные институты:
а) семья
б) власть
в) наследование
г) собственность
4. Признаки социальных институтов
5. Функции социальных институтов
6. Роль социальных институтов в жизни общества |
189 | Многовариантность общественного развития
| 1. Пути общественного развития
а) революция
б) реформа
в) эволюция
2. Стадии развития общества:
а) доиндустриальная
б)индустриальная
в) постиндустриальная
3. Понятия инновация, модернизация
4. Подходы к изучению общественного развития:
а) формационный
б) цивилизационный |
190 | Общество как сложная динамическая система | 1. Понятие «общества»
- в широком смысле
- в узком смысле
2. Подсистемы общества
- экономическая
- социальная
- политическая
- духовная
3. Классификация обществ
- письменные и дописьменные
- традиционное, индустриальное, постиндустриальное
- первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое
4. Виды общественных отношений
- материальные
- духовные
5. Роль межличностных отношений в мире
|
202 | Типы обществ | 1. Классификация типов обществ
2. По наличию письменности
2.1. Письменные
2.2. Дописьменные
3. По уровню развития
3.1. Развитые
3.2. Развивающиеся
3.3. Отсталые
4 По К. Марксу (формации)
4.1. Первобытное
4.2. Рабовладельческое
4.3. Феодальное
4.4. Капиталистическое
4.5. Коммунистическое
5. По У. Ростоу
5.1. Традиционное (аграрное)
5.2. Переходное
5.3. Стадия сдвига
5.4. Стадия зрелости
5.5. Общество высокого массового потребления
6. По Д. Беллу, А. Тоффлеру
6.1. Доиндустриальное
6.2. Индустриальное
6.3. Постиндустриальное |
203 | Глобализация | 1. Понятие глобализация
2. Основные причины
2.1. Переход от индустриального общества к постиндустриальному
2.2. Переход от централизации экономики к децентрализации
2.3. Переход от национальной экономики к мировой
2.4. Переход от альтернативности выбора к его многообразию
2.5. Использование новых коммуникационных технологий, в том числе интернет
3. Основные направления проявления
3.1. Глобализация финансовых рынков
3.2. Деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру
3.3. Экономическая интеграция в рамках отдельных регионов
3.4. Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах
4. Последствия глобализации
4.1. Позитивные
а. Стимулирующее влияние на экономику
б. Сближение государств
в. Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике
г. Возникновение социокультурного единства
4.2. Негативные
а. Насаждение единого стандарта потребления
б. Создание препятствий для развития отечественного производства
в. Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран
г. Навязывание определенного образа жизни
д. Оформление идеи соперничества
е. Утрата специфических черт национальной культуры
5. Роль и место глобализации в жизни общества |
220 | Социализация личности | 1) Что такое социализация?
2) Виды деятельности, оказывающие влияние на социализацию
личности.
3) Социализация через всю жизнь
а) от младенчества до молодости
б) освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте
в) продолжается ли социализация в старости?
4) Институты (агенты) социализации:
а) значение семьи в первичной социализации;
б) роль образования в социализации личности;
в) какой опыт передают сверстники;
г) СМИ как агенты социализации.
5) Значение социализации для личности
|
223 | Социальное государство | 1. Понятие социального гос-ва
2. Признаки социального гос-ва
а)демократическая организация гос. власти
б)высокий нравственный уровень граждан
в)социально ориентированная структура экономики
3. Функции социального гос-ва
а)охрана труда и здоровья людей
б)сглаживание социального неравенства
в)поощрение благотворительной деятельности
4. Проблемы развития и совершенствования социального гос-ва |
230 | Проблемы познаваемости мира | 1.Различные подходы к проблеме познаваемости мира
а)Признание познаваем.мира(обьективный ,субьективный)
б)отрицание познаваем.мира(скептицизм,агностицизм)
2.Формы чувств познания
а)ощущение
б)восприятие
в)представление
3.Основные формы рационального познания
а)понятие
б)суждение
в)умозаключение
4.Познание как вид деятельности
а)житейский
б)научный |
249 | Общественный прогресс | 1.Понятие "общественный прогресс"
2.Развитие взглядов на направленность общественного прогресса:
а)французские просветители
б)религиозные чтения
в)Платон,Аристотель,Вико,Тойби
г)современные исследователи
3.Критерии:
а)уровень развития производительных сил
б)совершенствование нравственности
в)прогресс науки и техники
г)развитие человеческого разума
д)возрастание степени свободы
4.Общественный прогресс и современное общество |
250 | Разделение властей в РФ или Теория разделения властей | 1.Сущность принципа разделения властей.
2. Разделение властей и их функции.
2.Основные положения теор. разделения властей.
3. Структра закнодат власти в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)
а) Федеральное собрание РФ
б) органы законодательной власти субъектов РФ
4. Структра исполнит власть в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)
а) Президент РФ
б) Гос.Совет
в) органы исполнительной власти субъектов РФ
*председатель Сов.министров*правительство*
*заместители председателя*министры*
5.Структра судебная власть в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)
а) конституционный суд РФ
б) Верховрный суд РФ
в) Высший Арбитражный суд РФ
г) пркуратура |
254 | Вертикальная социальная мобильность |
1)Понятие социальной мобильности
2)Понятие вертикальной социальной мобильности
3)Понятие "социальных лифтов"
4)Виды "социальных лифтов" по П.Сорокину:
а)армия
б)школа
в)церковь
5)Другие виды вертикальной социальной мобильности:
а)государство
б)право
в)экономика
6)Заключение
7)Выводы |
257 | Основные сферы общественной жизни | 1) Понятие общества.
2) Что такое система? Общество и природа как элементы системы.
2.1 Влияние природы на общество
2.2 Влияние общества на природу
3) Общество как система.Подсистемы и элементы общества.
3.1 Сферы общественной жизни
3.1.1 Экономическая
3.1.2 Социальная
3.1.3 Духовная
3.1.4 Политическая
4) Общественные отношения.
5) Взаимодействие основных сфер общественной жизни |
263 | Социальная мобильность | 1) Социальная стратификация, понятие, основные критерии.
2) Социальная мобильность, понятие, виды:
а) горизонтальная;
б) вертикальная восходящая;
в) вертикальная нисходящая.
3) Социальные "лифты":
а) армия;
б) церковь;
в) школа.
4) Маргинализация, понятие, предпосылки.
5) Люмпенизация, понятие.
6) Роль социальной мобильности в жизни общества. |
270 | Социально-демографические проблемы современности | 1)социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества.
2)сущность "демографического взрыва" и его связь с другими глобальными проблемами.
3)чем вызван демографический кризис в экономически развитых странах.
4)Проявления и последствия "демографического взрыва"
а)массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;
б)безработица;
в)массовые миграции;
г)проблемы ассимиляции приезжих;
5)Пути преодоления социально-демографических проблем;
а)решение проблемы регулирования численности народонаселения;
б)осуществление продуманной демографической политики;
в)международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем. |
274 | Российское образование в XXI веке | 1) Понятие образования
2) Цель образования
3) Функции образования:
а) экономическая
б) социальная
в) культурная
4) Система образования России:
а) сеть образовательных учреждений
б) совокупность образовательных стандартов и программ
в) органы управления образованием
г) комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования
5) Общие тенденции в развитии образования:
а) демократизация системы образования
б) рост продолжительности образования
в) непрерывность образования
г) гуманизация образования
д) гуманитаризация образования
ж) интернациализация процесса образования
з) компьютеризация процесса образования |
290 | Свобода и ответственность | 1.Свобода в деятельности человека:
а)свобода личности - важнейшая ценность цивилизации;
б)"свобода есть осознанная необходимость";
в)категория свободы в филосовских исканиях человечества.
2.Ответственность - важнейший регулятор деятельности человека:
а)сознательное следование установленным нормам;
б)оценивание своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих;
в)принципы и убеждения.
3.Свобода и ответственность в свободном обществе. |
291 | социальность индивида | 1. Понятие социализации.
2. Задача и функция социализации.
3. Факторы социализации по А.Мудрику
а)мегафакторы
б)макрофакторы
в)мезофакторы
г)микрофакторы
4. Виды и агенты социализации:
5. Механизмы социализации
а)Социально-психологические механизмы
*Импринтинг*Экзистенциальный нажим*
*Подражание*Рефлексия*
б)Социально-педагогические механизмы
6. Факторы, способствующие успешной социализации. |
292 | «Деятельность – основа существования и развития общества.» | I. Понятие деятельности
II. Отличие деятельности людей и животных
III. Структура деятельности
1. понятие субъекта
2. понятие объекта
3. понятие цели
4. понятие результата
IV. Мотивы деятельности
1. потребности
2. социальные установки
3. убеждения
4. интересы
V. Безисные потребности по А.Маслоу
VI. Основные виды деятельности
|
293 | Конформизм и девиантное поведение. | 1. Понятие социальных норм
2. Конформизм как поведение соответствующее определенным нормам
3. Понятие о девиантном поведении
4. Типы девиантного поведения
культурно одобряемые отклонения
культурно неодобряемые отклонения
индивидуальный
групповой
5. Типы девиантного поведения на основе целей
деструктивный
асоциальный
противоправный
6. Причины отклоняющегося поведения:
биологические
психологические
социальные
7. Проблема распространения негативного девиантного поведения в современном обществе
|
310 | Семья как социальный институт | Семья как социальный институт
1) Понятие социальный институт.
2) Понятие семья.
3) Функции семьи:
- воспроизводственная
- статусная
- хозяйственно-бытовая
- эмоционально-психологическая
4) Виды семей:
- эгалитарная
- патриархальная
- нуклеарная
- расширенная
|
325 | Общественный прогресс (сборник Чернышевой) | 1. Основные подходы к пониманию сущности общественного прогресса:
а) Античные мыслители об умственном прогрессе.
б) Средневековые представления о прогрессе как необходимом условии достижения морального идеала (царства Божия на земле).
в) Эпоха Возрождения - понимание прогресса как усиления власти человека над природой.
г) Новое время - идея политического прогресса в его противоречивости.
д) 19 век - эволюционная теория прогресса.
е) Современное понимание прогресса.
2. Критерии общественного прогресса:
а) Способность человечества противостоять саморазрушению (энтропии).
б) Увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, самовыражению.
в) Степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования.
г) Социально-экономический уровень жизни.
3. Противоречивость общественногопрогресса.
4. Движущие силы и факторы, оказывающие влияние на общественный прогресс. |
327 | Многовариантность и движущие силы развития общества (сборник Чернышевой) | 1. Источники и движущие силы развития общества:
а) объективные, независимые от воли и сознания человека законы;
б) человек как самостоятельный субъект общественной жизни
2. Понятия "прогресс" и "регресс" в развитии общества.
3. Современные подходы к развитию общества:
а) формационный подход;
б) стадиально-цивилизационный подход;
в) локально-цивилизационный подход.
4. Эволюция и революция как формы социального изменения. |
330 | Образование как социальная ценность (сборник Чернышевой) | 1. Основные подходы ученых к определению понятия образования.
2. Специфические черты, характеризующие образование постиндустриальной эпохи:
а) создание единого мирового образовательного процесса
б) гуманизация образования
в) гуманитаризация образования
г) информатизация образования
д) всеобщность и доступность образования
3. Образование как социальный институт общества, его роль в социализации индивидов.
4. Структура системы образования в РФ.
5. Основные проблемы в развитии современного образования. |
336 | Наука в жизни современного общества (сборник Чернышевой) | 1. Понятие науки:
а)наука как социальный институт
б)наука как отрасль духовного производства
в)наука как особая система знаний
2. Виды науки
а) фундаментальные науки
б) прикладные науки
в) классификация наук в зависимости от предмета и метода познания
3. Специфические признаки науки
4. Функции современной науки:
а) Культурно-мировоззренческая
б) Познавательно-объяснительная
в) Прогностическая
г) Интеграционная
д) Социальная
е) Производственная
5. Развитие науки.
6. Особенности научной картины мира. |
343 | Социализация индивида | 1. Понятие социализации.
2. Задача и функция социализации.
3. Факторы социализации по А.Мудрику
а)мегафакторы
б)макрофакторы
в)мезофакторы
г)микрофакторы
4. Виды и агенты социализации:
5. Механизмы социализации
а)Социально-психологические механизмы
*Импринтинг*Экзистенциальный нажим*
*Подражание*Рефлексия*
б)Социально-педагогические механизмы
6. Факторы, способствующие успешной социализации. |
344 | Глобальные проблемы человечества - угроза 21 веку | 1. Что такое глобальная проблема человечества?
2. Особенности глобальных проблем:
а)планетарный характер
б)угроза гибели всему человечеству
в)необходимость коллективных усилий мирового сообщества
3. Причины возникновения глоб.пробл.человеч-ва
4. Примеры глоб.пробл.:
а)экологическая
б)демографическая
в)продовольственная
г)сырьевая
д)энергетическая
е)мира и разоружения (предотвращение новой мировой войны)
ж)преодоление отсталости развивающихся стран ("север-юг")
5. Основные направления разрешения глобальных проблем:
а)наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете
б)четкая международная система прогнозирования
в)вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень
г)концетрация усилий всех стран по решению глоб.пробл. человеч-ва
д)формирование нового планетарного сознания на принципах гуманизма |
368 | Проблема познаваемости мира | 1.различные подходы к проблеме
а)признание познаваемости мира(объективное и субъективное отражение)
б)отрицание познаваемости мира(агностицизм)
2.место и роль познающего субъекта
3.основные формы чувственного познания
а)ощущение
б)восприятие
в)представление
4.основные формы рационального познания
а)понятие
б)суждение
в)умозаключение
5.связь чувственного и рационального познания |
380 | Развитие общества | 1.Признаки общества.
2.Типы обществ.
а)традиционное
б)индустриальное
в)пост-индустриальное
3.Эволюция общества,законы развития
4.Социальный прогресс
5.Формы прогресса
а)реформисткая
*социальные реф.
*полит.реф.
*экономич.реф.
б)революционная |
387 | «Общество как система». | Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие об обществе./ Общество – способ и форма жизнедеятельности людей.
2) Признаки общества как системы:
а) сложная система;
б) открытая система;
в) динамичная система;
г) саморегулирующаяся система.
3) Системное строение общества.
а) подсистемы и институты;
б) социальные нормы;
в) социальные коммуникации.
4) Качественная особенность общества – действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека).
5) Специфика развития современного общества.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и
подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или
смешанной форме
|
388 | Экологический кризис как глобальная проблема современности | 1) Какие проблемы стали глобальными для человечества?
2) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами
3) Чем вызван экологический кризис?
4) Проявления и последствия экологического кризиса
5) Пути преодоления экологического кризиса?
а) изменение отношения людей к природе;
б) наука на службе экологии;
в) движения «зеленых». |
398 | Подходы к изучению общества | 1. Формационный подход к изучению общества (Маркс и Энгельс)
2. Общественно-экономическая формация как ключевое понятие
3. Структура общества по формационному подходу:
а)надстройка,
б)базис,
в)производственные силы
4.Формации:
а)Первобытно-общинная
б)рабовладельческая
в)феодальная
г)капиталистическая
д)коммунистическая
5. Термин цивилизация:
а)как определенная стадия в развитии локальных культур
б)как ступень исторического развития
в)как синоним культуры
г)как уровень (ступень) развития того иди иного региона либо отдельного этноса.
6. Теория цивилизации как подход к изучению общества:
а)Стадиальный подход: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный
б)Локальный подход: современные типы и структура
7.Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества |
400 | Социальный статус и социальная роль | 1. Понятие о социальном статусе
2. Признаки социального статуса:
а) место жительства
б)уровень образования и профессия
в)стиль поведения и одежды.
3. Основные виды социальных статусов:
а) предписанный
б) достигаемый
4. Связь социального статуса с социальной ролью.
5.Структура ролевого набора личности:
а) роли в семье
б) роли в малом социуме
в) роли в профессиональной деятельности
г) роли в гражданской деятельности
6) Преобладание достигаемых статусов в современном обществе |
401 | Культура и духовная жизнь | 1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
- Технологический подход
- Деятельностный подход
- Ценностный подход
- Культура в широком смысле слова
- Культура в узком смысле
2. Типы культуры:
- Материальная
- Духовная
3. Основные функции культуры:
- Познавательная
- Оценочная
- Регулятивная ( нормативная )
- Информативная
- Коммуникативная
- Социализации
4. Понятие духовной жизни общества
5. К духовной жизни относят
- знания
- веру
- чувства
- переживания
- потребности
- способности
- стремления
6. Элементы духовной сферы жизни общества:
- мораль,
- наука,
- искусство,
- религия ,
- право
7. Духовная жизнь общества охватывает различные формы
и уровни общественного сознания:
- нравственное,
- научное,
- эстетическое,
- религиозное,
- политическое,
- правовое сознание
- и цели людей
8. Структура духовной жизни общества:
- Духовные потребности
- Духовная деятельность(духовное производство)
- Духовные блага
(ценности) |
403 | Общество,как динамичная система. | 1. Понятие общества
а)в узком смысле
б)в широком смысле
2. Функции общества
3. Особенности общества,как саморазвивающейся системы
4. Основные сферы общественной жизни
а)экономическая
б)политическая
в)социальная
г)духовная |
406 | Образование,как социальный институт. | 1.Понятие образования
2.функции образования
а)экономическая
б)социальная
в)культурная
3.Основные пути получения образования
4.Ступени образования
5.Общие тенденции в развитии на современном этапе
а)демократизация
б)неприрывность
в)гуманизация
г)гуманитаризация
д)интернализация
е)компьютеризация |
408 | Социальный контроль | 1.Понятие социального контроля
а)в широком смысл
б)в узком смысле
2.Элементы социального контроля
а)нормы
б)санкции
3.Функции социального контроля
а)внутренние
б)внешние
4.Методы социального контроля |
413 | Общественный прогресс | 1. Прогресс
а) Определение термина
б) Критерии
в) Относительность прогресса
г) Противоречивость прогресса
2. Регресс
а) Определение термина
б) Право регресса
в) Регрессивные партии
3. Различные взгляды на направленность общественного развития
4. Общественное развитие в РФ |
448 | Мораль и золотое правило нравсвенности | 1) мораль и ее роль в жизни человека и общества: исторический аспект
2) основа морали - общечеловеческие нравственные нормы и ценности
а) золотое правило нравственности
б) нравственные категории
в) принципы и нормы морали
3) существует ли прогресс морали?
а) нравственный долг и проблема выбора
б) современные реалии (интернет и т.п.) и нравственные нормы |
456 | Потребности и интересы человека | 1. Понятие потребности
2. Виды потребностей человека
- Биологические (органические, материальные)
- Социальные
- Духовные (идеальные, познавательные)
- Экзистенциальные
- Престижные
3. Другие классификации потребностей:
- Базовые потребности (Маслоу): а)Первичные (врожденные) б)Вторичные ( прио6ретенные)
4. Разумные потребности
5. Потребности лежат в основе возникновения
- интересов
- и склонностей
6. Существует несколько классификаций интересов:
- по их носителю: а)индивидуальные; б)групповые в)всего общества
- по направленности: а)экономические; б)социальные в)политические; г)духовные. |
458 | Воинская обязанность гражданина РФ | 1.Понятие воинская обязанность
2.понятие воинский учет
3.Подготовка к военной службе
а)обязательная подготовка
б)добровольная подготовка
4.Призыв граждан на военную службу
а)кто подлежит призыву на военную службу
б)срок военной службы
в)кто может быть освобожден от военной службы
г)кому предоставляется отсрочка от армии |
473 | Молодежь как социальная группа | 1.определиение "молодежь"
2.особенности социального положения:
-переходное положение
-высочкий уровень мобильности
-освоение новых соц.ролей
-активный поиск своего места в жизни
-благопиятные перспективы в профессиоальном и карьерном плане
3.социально-псиологические качества молодежи
-неустойчивость психики
-внутренние противоречия
-низкий уровен толерантности-стремление выделиться
-спец.молод.субкультуры
4.типы самодеятельности молодежи
-агрессивная
-социальная
-эпотажная
5.Неформальные молодежные группы и их признаки. |
487 | Социальная мобильность | Понятие
2.Статусный и ролевой набор
3.Виды статусов
а)предписанный стат.
б)достигаемый стат.
4.Престиж и авторитет
5.ролевой конфликт
а)межролевые
б)личностно ролевые
в)внутреролевые
6.Социализация личности
7.Статусные символы |
496 | Общественные отношения и их виды
| 1.Понятие "общественный прогресс"
2.Развитие взглядов на направленность общественного прогресса:
а)французские просветители
б)религиозные чтения
в)Платон,Аристотель,Вико,Тойби
г)современные исследователи
3.Критерии:
а)уровень развития производительных сил
б)совершенствование нравственности
в)прогресс науки и техники
г)развитие человеческого разума
д)возрастание степени свободы
4.Общественный прогресс и современное общество
|
498 | Социальная норма | 1 что такое социальная норма
2 основные признаки социальных норм
рассчитаны на многократное применение
действуют непрерывно во времени
не имеют конкретного адресата
3 функции
служат образцами поведения
включают личность в социальное окружение
4 виды соц норм
обычаи
традиции
правовые нормы
моральные нормы
5 отличие правовых норм и морали |
499 | Этническая общность | 1 что такое этническая общность
2 виды
род
племя
народность
нация
3 понятие этнические меньшинства
4 черты э.м
дискриминация
изоляция
5 2 тенденции в развитии нации
национальная интернацион
6 особенности национального состава Р.Ф
|
510 | Образование в р.ф | 1 понятие
2 ф-ции
социальная
эконом
культурн
3 система образования р.ф включает
дошкольное
общее
проф
доп
4 международная стратегия в образовании
гуманизация
гуманитаризация
интернационализация
информатизация
5 ф-ции непрерывного образ
компенсирующая
развивающая |
512 | Нации и межнациональные отношения | 1. Нации и признаки нации
а.Единство языка
б.Единство культуры
в.Единство традиций и обычаев
2. Национальное самосознание
3. Государственная национальная политика
4. Межнациональные отношения
а.Национальное сотрудничество в политике и экономике
б.Национальные конфликты
|
531 | Общество | 1. Понятие общества (Что такое общество?)
А) в широком смысле слова
Б) в узком смысле слова
2. Общество, как сложная динамическая система
3. Сфера жизни общества
А) экономическая
Б) политическая
В) социальная
Г) духовная
4. Взаимосвязь природы и общества
|
547 | Проблема Севера и Юга и пути её решения | 1)Проблема Севера и Юга-одна из глобальных проблем современности.
2)Сущность проблемы и ее связь с другими глобальными проблемами.
3)Проявления и последствия данной проблемы:
а)демографический взрыв;
б)голод,нищета,неграмотность,болезни;
в)безработица и миграция в экономически благополучные страны мира;
4) Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран "третьего мира":
а) осуществление продуманной демографической политики;
б) установление нового мирового экономического порядка;
в) международное сотрудничество в решении проблем Севера и Юга; |
566 | экономический рост и развитие | 1. Понятие экономического роста.
2. Факторы экономического роста.
- Земля
- Капитал
- Труд
3. Пути достижения:
-Экстенсивный рост
-Интенсивный рост
4. Понятие экономического развития. |
569 | Избирательная система | 1. Понятие избирательных систем (Что такое политическая система?)
2. Компоненты избирательных систем
А) избирательное право
Б) избирательный процесс
3. Принципы демократичного избирательного права
А) равенство
Б) всеобщность
В) тайное голосование
Г) свобода выборов
4. Типы избирательной системы:
А) мажоритарная
Б) пропорциональная
В) смешанная |
572 | Биосоциальная роль человека. |
1. Человек - предмет изучения философской антропологии.
2. История взглядов на роль человека в мире
а) античные философы
б) философы эпохи Просвещения
в) марксистская антропология, "Происхождение семьи ....."
3. Современная философия о человеке.
а) антропогенез
б) социогенез
в) антропосоциогенез
4. Биологические качества человека.
5. Социальная составляющая человека.
6. Принципиальное различие человека и животных
7. Индивид, индивидуальность, личность. |
576 | политические отношения | 1. понятие политических отношений
2.Типы политических отношений:
1)горизонтальные
2)вертикальные
3.Структура политических отношений
1)взаимодействующие субъекты и объекты политичских действий
2)политические потребности
3)политические интересы
4)политические цели
5)политическая воля
4.Роль политических отношений в современной жизни общества |
581 | отклоняющееся поведение | 1. Понятие отклоняющегося поведения.
2. Девиантное поведение.Основные формы.
2.1. Пьянство.
2.2. Наркомания.
2.3. Преступность
2.4. Проституция.
2.5. Самоубийство.
2.6. Гомосексуализм.
3. Делинквентное певедение.
4. Причины левиантного поведения.
4.1. Биологические.
4.2. Психологические.
4.3. Социологические.
5. Девиация.
5.1. Первичная девиация.
5.2. Вторичная девиация.
6. Характер девиантного поведения.
6.1. Коллективный.
6.2. Индивидуальный.
7. Меры соц. воздействия на девиантное поведение. |
585 | Отклоняющееся (девиантное) поведение и его виды | 1.Что такое откл. поведение?
2.Виды откл. поведения:
а)Фгрессивное поведение
б)делинквентное
в)зависимое (аддиктивное) и другие
3.Формы девиантного (отклон.) поведения
а)преступность
б)пьянство
в)самоубийство
г)проституция
д)наркомания
е)самоубийство
4.Особенности девиантного поведения в современной России
|
587 | Социальный конфликт | 1) Понятие о социальном конфликте./ Социальный конфликт –столкновение интересов личностей и групп.
2) Основные причины возникновения конфликтов: а) неблагоприятные условия работы;
б) неудовлетворенность оплатой труда;
в) психологическая несовместимость людей;
г) различие существенных интересов и принципов;
д) перераспределение влияния в группе или между группами;
е) идеологические разногласия (политические и религиозные), ж)
несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации,
благ).
3) Виды социальных конфликтов:
а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);
б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);
в) межгрупповой - в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели.
г) конфликт принадлежности - человек входит в две группы, которые конкурируют между собой.
д) конфликт с внешней средой - неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.
4) Стадии развития межгруппового конфликта:
а) постепенное усиление участников конфликта за счет введения новых сил;
б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;
г) нарастание эмоциональной напряженности;
д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.
5) Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.
6) Повышение социальной культуры, готовность к переговорному процессу и
компромиссу – ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире. |
629 | Малая социальная группа и ее роль в обществе
| 1. Характеристики малой группы
1) Малая группа – малочисленная по составу социальная группа, члены
которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном
устойчивом личном общении друг с другом, на основе чего возникают как
эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы
поведения.
2) Состав группы.
Минимальный размер малой группы – два человека, максимальный – несколько десятков человек.
3) Структура группы
Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей и набор норм.
4) Групповые процессы
2. Виды и функции малых групп
1) По роду деятельности
(промышленные, учебные, любительские)
2) По способу возникновения
(формальные, неформальные или контактные)
3) По степени развития межличностных отношений
От дифференциальных групп до коллектива.
4) Функции групп
Для референтных групп характерны функция сравнения и функция
нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует
эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.
Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.
Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.
3. Групповая динамика
1) сплочение или разобщение групп;
2) процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;
3) становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно
складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты
делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности
групповой деятельности. Становление групповых норм повышает сплоченность
группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида. |
640 | Политические организации | 1.
Политическая организация (система) есть совокупность отношений по
поводу участия в политической власти.Политическая организация существует
неразрывно с государством, так как государство является едва ли не
самым главным элементом политической системы. Возникновение политической
системы практически связано с воз-никновением государства вообще, так
как с его возникновением начинается возникновение различных
негосударственных образований.
2. Три основные формы политических организаций с точки зрения их построения и главных целей деятельности:
1) политические организации как участники процессов политической конкурентной борьбы за власть;
2) нация как политическая организация обособленной человеческой общности;
3) государство как политическая организация общества.
3. Характеристики
- формальная;
- с иной формой собственности на принадлежащее ей имущество (собственность общественного объединения);
- ставящая перед собой некоммерческие цели;
- реально существующая;
- социально значимая;
- федеральная, то есть охватывающая всю страну;
- как правило, открытая и инновационно активная;
- обычно существующая в организационно-правовой форме «политическая партия»;
может иметь различные размеры;
- создаваемая на различных основаниях консолидации: от совместной авантюры до общего вероисповедания.
4. Молодёжные политические организации России
- Молодые социалисты России (Партия «Справедливая Россия»)
- Молодая гвардия Единой России (Партия «Единая Россия»)
- Молодёжное Яблоко (Партия «Яблоко»)
-Союз коммунистической молодёжи Российской Федерации — СКМ РФ (КПРФ)
|
658 | Виды знаний | Обыденное
(житейское) знание формируется у людей в ходе повседневной жизни и
деятельности. К примеру, мы узнаем о том, что при очень сильном морозе
надо снегом растирать лицо, чтобы не обморозить его; надо держать ноги в
тепле, нельзя пить на ночь крепкий чай или кофе. Это и есть примеры
обыденного знания.
Особым видом знания является народная мудрость — накопленный и
выкристаллизованный временем опыт жизнедеятельности народа. Народная
мудрость находит свое отражение в пословицах, поговорках, притчах,
сказках, песнях.
Очень важны для человека научные знания, которые нашли свое отражение в
сформулированных учеными законах развития природы и общества. Каждый из
предметов школьной программы дает основы знаний научной области.
Научные знания отличает стройность, аргументированность,
доказательность.
Выделяют ученые и так называемые паранаучные знания. Это знания,
получаемые нами из гороскопов, предсказаний экстрасенсов, астрологов.
Мифологические (религиозные) знания — еще один вид человеческих знаний.
Миф в образной форме фиксирует представления людей о мире, человеке,
сверхестественном. |
811 | Проблема Севера и Юга-одна из глобальных проблем современности | 1. Понятие интерсоциальной проблемы в общ.курсе.
2. Причины данной проблемы:
а) Географические и климатические проблемы данных территорий.
б) Экологические причины.
в) Связь с другими глобальными проблемами.
3. Проявления проблемы:
а) "Старая" Европа и молодой Юг.
б) Демографические взрывы.
в) Голод, неграмотность,нищета,болезни.
г) Миграция в благополучные страны.
д) Нежелание содержать страны "3его" мира.
4. Пути решения:
а) Благотворительная помощь "звёзд" в образовании и здравоохранение.
б) Продуманная демографическая политика.
в) Международная поддержка, помощь в проблеме "Север-Юг"
5. Участие России в решении данной проблемы.
|
813 | Семья как социальная группа | Семья как социальный институт
1) Понятие социальный институт.
2) Понятие семья.
3) Функции семьи:
- воспроизводственная
- статусная
- хозяйственно-бытовая
- эмоционально-психологическая
4) Виды семей:
- эгалитарная
- патриархальная
- нуклеарная
- расширенная |
825 | Общество как система | 1) Понятие об обществе./ Общество – способ и форма жизнедеятельности людей.
2) Признаки общества как системы:
а) сложная система;
б) открытая система;
в) динамическая система;
г) саморегулирующаяся система.
3) Системное строение общества.
а) подсистемы;
б) институты;
в) социальные нормы;
г) социальные коммуникации.
4) Качественная особенность общества – действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека).
5) Специфика развития современного общества. |
826 | Социальные институты | 1) Социальные институты – элементы системного строения общества.
2) Основные функции социальных институтов:
а) служат удовлетворению общественных потребностей;
б) организуют совместную деятельность людей;
в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами;
г) обеспечивают социализацию индивидов.
3) Важнейшие социальные институты:
а) институты воспроизводства человека – семья;
б) институт передачи социального опыта и знаний – школа;
в) институты регулирования общественных отношений (правовые институты, политические, государство);
г) институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок, бизнес).
4) Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики;
5) Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху. |
830 | "Прогресс и его критерии" | I. суть понятия общественного прогресса.
II. Представление прогресса в трудах ученых:
2.1.Представление Тюрго и Кондорсе
2.2.Представление Маркса о прогрессе.
2.3.Представление Вико о прогрессе.
2.4.Представление Данилевского, Шпенглера и Тойнби о прогрессе.
III. Современные представления о прогрессе.
3.1.Критерии развития разума.
3.2.Критерии нравственности.
3.3.Критерии свободы выбора.
IV. Формы социального прогресса - революция и реформа. |
838 | Изменение взаимодействия человека и природы в процессе общественного развития | Изменение взаимодействия человека и природы в процессе общественного развития 1. Определение природы и человека.
2. Определение культуры
3. Концепции взаимодействия общества и природы.
3.а) История развития отношений человечества и природы
3.б) Точки зрения на роль человека в природе.
3.в) Примеры взаимодействия общества и природы.
4. “Глобальные проблемы” человечества.
5. Общие подходы к решению экологических проблем.
5.а) Пути решения проблем в разных странах.
5.б) Всемирные организации по защите окружвющей среды.
5.в) Идея коэволюции. |
845 | Политическая система общества | 1) Понятие о политической системе./ Политическая система
общества – система, осуществляющая социальное управление.
2) Основные элементы политической системы:
а) организации и институты (государство, партии и общественно-политические движения, СМИ);
б) политические коммуникации (совокупность отношений и форм
взаимодействия между субъектами политики);
в) политические нормы и традиции (конституции и законы, этико-моральные нормы);
г) культурно-идеологическая подсистема (совокупность различных по своему
содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств).
3) Функции политической системы:
а) определение целей, задач и путей развития общества;
б) регулирование деятельности общества;
в) распределение духовных и материальных ресурсов;
г) согласование разных политических интересов;
д) стабильность и безопасность общества;
е) контроль за выполнением решений и соблюдением норм.
4) Типология политических систем:
а) в зависимости от источника власти (демократические и
недемократические (авторитарные и тоталитарные));
б) в зависимости от взаимодействия с обществом (открытые и
закрытые);
5) Особенности современных политических систем. |
850 | Общество как динамичная система | 1 Понятие "общество"
а) "общество" в широком смысле
б) "общество" в узком смысле
2. Признаки общества как системы
а) сложный характер
б) основной элемент - человек
в) упорядоченная целостность
г) самоуправляемость
д) динамичность
3. Сферы общественной жизни
а) экономическая
б) политическая
в) духовная (культурная)
г) социальная
4. Социальный институт
а) семья
б) государство
в) образование
г) религия
5. Общество и общественные отношения |
851 | Общество и природа | I. Понятие "общество"
1) "общество" в широком смысле
2) "общество" в узком смысле
II. Понятие "природа"
1) "природа" в широком смысле
2) "природа" в узком смысле
III. Взаимосвязь природы и общества
1) Отрицательное воздействие общества на природу
а)изменение ландшафтов
б)истощение природных ресурсов
в)загрязнение окружающей среды
2) Положительное влияние общества на природу
а)создание природной среды, удобной для жизнедеятельности людей
б)создание заповедников
в)охрана природы
3) Отрицательное влияние природы на общество
а)природные катаклизмы
б)климатические условия
4)Положительное влияние природы на общество
а)естественная среда обитания
б)источник вдохновения
в)источник природных ресурсов
IV. Значение природы для общества
|
890 | Терроризм, как глобальная проблема человечества | 1)Угрозы и вызовы современного человечества
2)Международный терроризм
3)Особенности терроризма:
а)наднациональный терроризм
б)использование современных электронных сетей и связей
4)Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами. |
891 | Общество - как система | 1. Понятие общества:
а) в широком смысле
б) в узком смысле
2. Подситемы общества:
а) социальная
б) духовная
в) экономическая
г) политическая
3. Основные этапы развития общества:
а) традиционное
б) индустриальное
в) постиндустриальное
4. Подходы к развитию общества
а) формационный - Маркс
б) цивилизационных - Тойнби
5. Общество в условиях современности |
898 | Общество и природа | 1) Общество и природа – органические части материального мира.
2) Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
г) природные катаклизмы и их социальные последствия.
3) Воздействие общества на природную среду.
а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
в) использование флоры и фауны;
г) создание преобразованной человеком природной среды
4) Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда обитания;
в) источник вдохновения и красоты.
5) Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.
|
899 | Социальные институты | 1) Социальные институты – элементы системного строения общества.
2) Основные функции социальных институтов:
а) служат удовлетворению общественных потребностей;
б) организуют совместную деятельность людей;
в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами;
г) обеспечивают социализацию индивидов.
3) Важнейшие социальные институты:
а) институты воспроизводства человека – семья;
б) институт передачи социального опыта и знаний – школа;
в) институты регулирования общественных отношений (право, политика, мораль, государство);
г) институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок, бизнес).
4) Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики:
5) Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.
|
900 | Формы общественных изменений | 1) Многообразие форм общественных изменений.
2) Революционные и эволюционные формы общественных изменений.
3) Признаки революционных изменений в обществе:
а) радикальный характер;
б) слом старых общественных структур;
в) рождение качественно новых социальных отношений;
г) катастрофический характер, значительные социальные издержки;
д) рождение новой социальной реальности.
4) Специфика реформаторских(эволюционных) процессов:
а) эволюционный характер;
б) органичность сочетания старых и новых структур;
в) постепенная замена старого новым;
г) затрагивание части общественных структур;
д) осуществление по инициативе властей.
5) Преимущественный характер эволюционных изменений.
|
901 | Революция как форма социальных изменений | 1) Понятие о социальной революции. Социальная революция – как особая форма общественных изменений.
2) Основные признаки революционных изменений в обществе:
а) имеет радикальный характер;
б) сопровождается сломом старых общественных структур;
в) в результате формируются качественно новые социальные отношения;
г) имеет катастрофический характер;
д) сопровождается значительными социальными издержками;
е) рождение новой социальной реальности.
3) Предпосылки социальных революций:
а) неспособность прежних властей обеспечивать эффективное развитие общества и контроль над ним;
б) нежелание народа подчиняться существующим властям;
в) обострение кризисных явлений во всех сферах жизни общества.
4) Разновидности социальных революций в истории:
а) буржуазные;
б) пролетарские.
5) Специфика революционных процессов в современную эпоху.
|
902 | Общественный прогресс | 1) Сущность общественного прогресса/ Общественный прогресс – совокупность поступательных изменений в обществе.
2) Общественный прогресс, циклические процессы и общественный регресс, неразрывность связи и взаимодействия.
3) Характерные признаки общественного прогресса:
а) совокупность поступательных изменений;
б) противоречивость и сложность изменений;
в) неоднородность прогресса в различных сферах общества;
г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности;
д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному.
4) Критерии общественного прогресса:
а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий;
б) гуманизация отношений между людьми;
в) совершенствование нравственных основ человеческого общества;
г) расширение спектра прав и свобод человека;
д) совершенствование способов взаимодействия общества и природы.
5) Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции.
|
903 | Традиционное общество и его особенности | 1) Понятие о традиционном обществе/ Традиционное общество – фундамент формирования современной цивилизации.
2) Характерные признаки традиционных обществ:
а) аграрный характер экономики;
б) сращивание власти и собственности;
в) патриархальный характер общества и государства;
г) преобладание коллективистских форм общественного сознания;
д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.
3) Основные разновидности традиционных обществ:
а) общества древнего средневекового Востока;
б) античные общества Греции и Рима;
в) средневековое феодальное общество в Западной Европе;
г) древнерусское и средневековое российское общество.
4) Специфика социальной стратификации традиционных обществ:
а) кастовый или сословный строй;
б) преобладание предписанных статусов;
в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты;
г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.
5) Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху.
|
904 | Информационное общество | 1) Понятие об информационном обществе / Информационное общество – современный этап истории человечества.
2) Предпосылки рождения информационного общества:
а) научно-техническая революция;
б) формирование новой научной картины мира;
в) микропроцессорная революция.
3) Характерные признаки информационного общества:
а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;
б) развитие электронных средств массовых коммуникаций;
в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;
г) признание приоритетности прав и свобод человека.
д) изменение социальной структуры общества.
4) Противоречивый характер информационной цивилизации:
а) вытеснение человека из целого ряда сфер;
б) усиление зависимости человека от персонального компьютера;
в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;
г) углубление отрыва человека от естественной природной среды.
5) Необходимость сохранения человечности, гуманистической культуры в информационном обществе.
|
905 | Проблема международного терроризма | 1) Угрозы и вызовы современного человечества.
2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.
3) Причины возникновения международного терроризма:
а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;
в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.
4) Особенности терроризма на современном этапе:
а) наднациональный характер;
б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;
в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;
г) использование религиозных и социокультурных программных установок.
5) Основные направления деятельности международных террористов:
а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;
б) подготовка и проведение террористических актов;
в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.
6) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.
7) Роль РФ в противодействии террористической угрозе.
|
906 | Социально-демографические проблемы современности | 1)
Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем
современности. / Сущность социально-демографических проблем современного
человечества.
2) Причины возникновения социально-демографических проблем:
а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
б) изменение образа жизни людей со вступлением в информационную эпоху;
в) влияние мировых войн и деятельности тоталитарных режимов в XX веке.
3) Основные проявления глобальных проблем:
а) неконтролируемый рост рождаемости в развивающихся странах, неспособность обеспечить достойный уровень жизни людей;
б) постарение ряда европейских наций, снижение рождаемости;
в) высокий уровень смертности вследствие недостаточного развития системы здравоохранения и низкого уровня жизни.
4) Пути преодоления социально-демографических проблем:
а) укрепление семьи, традиционных семейных устоев;
б) повышение уровня жизни населения в развивающихся странах;
в) проведение целостной миграционной политики с учетом интересов стран с различными демографическими проблемами;
г) совершенствование и развитие системы здравоохранение и социального обеспечения..
5) Специфика социально-демографических проблем в РФ.
|
907 | Процесс глобализации и его противоречия | 1) Понятие о глобализации. / Глобализация – процесс формирования единого человечества.
2) Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:
а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка,
единых наднациональных финансовых центров (Всемирный Банк, Международный
валютный фонд, Всемирная торговая организация));
б) политическая глобализация (образование наднациональных центров
принятия политических решений (ООН, «большая восьмерка», Евросоюз),
формирование единых стандартов демократических институтов);
в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование
сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);
г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).
3) Основные положительные последствия глобализации:
а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств;
б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире;
в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии;
г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения.
4) Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации:
а) угроза ряду отраслей национальных экономик;
б) вестернизация, навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира;
в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур;
г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры.
5) Участие РФ в процессах глобализации.
|
910 | Роль семьи в жизни человека и общества | 1) Понятие о семье.
2) Основные типы семейных отношений:
а) кровнородственные;
б) брачные.
3) Основные этапы формирования семьи.
4) Особенности семьи:
а) семья как малая группа;
б) семья как социальный институт.
5) Основные типы семьи:
а) патриархальная;
б) партнерская.
в) нуклеарная;
г) поколенная.
6) Функции семьи:
а) досуговая;
б) воспитательная;
в) эмоционально-психологическая;
г) хозяйственная;
д) статусная и т.д. |
915 | Общество как динамическая система | 1. Понятие общества: а) в узком смысле слова;
б) в широком смысле слова.
2. Особенности общества как саморазвивающейся системы.
3. Основные сферы общественной жизни:
а)политическая
б)экономическая
в)духовная
г) социальная
4. Функции общества.
5.Роль общества в жизни человека. |
926 | Многовариантность общественного развития | 1. Пути общественного развития
а) революция
б) реформа
в) эволюция
2. Стадии развития общества:
а) доиндустриальная
б)индустриальная
в) постиндустриальная
3. Понятия инновация, модернизация
4. Подходы к изучению общественного развития:
а) формационный
б) цивилизационный |
929 | Семья как социальный институт и малая группа | 1.Определение семьи как социального института
2.Определение семьи как малой группы
3.Типы семейных отношений
а)патриархальный
б)матриархальный
в)демократический
4.Функции семьи
а)репродуктивная
б)воспитательная
в)эмоционально-психологическая
5.Кризис современной семьи и пути его решения |
933 | Многообразие деятельности | 1) Что есть деятельность?
2) Цель деятельности - преобразование окружающего мира.
3) Структура деятельности:
а)мотивы
б)цели
в)средства достижения
г)действия
д)результат
4) Вид практической деятельности:
а)материально-производственная
б)социально-преобразовательная
5) Элементы духовной деятельности:
а)познавательная
б)прогностическая
в)ценностноориентировочная
6) Механизмы творческой деятельности:
а)воображение
б)фантазия
в)интуиция
7) Особенности игровой деятельности:
а)условная ситуация
б)заменяющие предметы
в)способствует развитию личности
8) Цели трудовой деятельности:
а)преобразование предметов окружающего мира
б)удовлетворение потребностей
в)формирование личности
9) Реализация личности в различных видах деятельности.
|
938 | многообразие путей познания мира | 1.Проблемы познаваемости мира.
2.Чувственное и рациональное познания.
3.Истина и ее критерии.
а) предметно-практическая деятельность
б)объективность
в)логическая непротиворечивость
4.Особенности научного познания.
а)обнаружение объективных законов действительности
б)предвидение будущего с целью дальнейшего
практического освоения действительности.
в)системность
5.Социальное и гуманитарное знание.
6.Многообразие человеческого знания. |
939 | Инфляция
| 1. Понятие инфляции
2. Виды инфляции
а)ползучая
б)умеренная
в)высокая
г)гиперинфляция
3.Причины инфляции
4.Последствия инфляции
а)Замеделенние эконом. роста
б)Обесценивания фондов предприятия
в)Диспропорции в сфере производства
г)Перераспределение национального дохода. |
942 | Рынок труда | 1.Понятие "Рынок труда"
2.Формирование цен и величины спроса и предложения на рынке труда
3.Участники рынка труда:
а)работник(опред.предложение на рынке)
б)Работодатель(опред.спрос на рынке)
4.Заработная плата - цена труда
а)повременная оплата
б)сдельная оплата
5.Специфика современного рынка труда:
а)возрастание спроса на сложный,квалифицированный спрос
б)установление гос.гарантий прожиточного минимума и минимальной заработной платы
в)развитие и совершенствование трудового законодательства
6.Соц. партнёрство - основа современного рынка труда
|
944 | Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности | Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Угрозы и вызовы современного человечества.
2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.
3) Причины возникновения международного терроризма:
а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;
в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.
4) Особенности терроризма на современном этапе:
а) наднациональный характер;
б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;
в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;
г) использование религиозных и социокультурных программных установок.
5) Основные направления деятельности международных террористов:
а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;
б) подготовка и проведение террористических актов;
в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.
6) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.
7) Роль РФ в противодействии террористической угрозе. |
956 | Политика | 1.
Политическое поведение – это поступки и действия субъекта политики,
характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными
общественно-политическими силами.
2. Политическое поведение - деятельность субъектов политики:
1)политическая деятельность представителей государственных органов
2)поведение представителей политических партий
3)поведение общественных движений
4)поведение простых граждан
3. Отклоняющиеся формы политического поведения:
1)нормативные
2)протестные
4. Формы политической активности:
а) действие (открытая форма)
б) бездействие (закрытая форма)
5. Классификация форм политического поведения:
- по преемственности
а) традиционные
б) инновационные
- по целевой направленности:
а) конструктивные
б) деструктивные
- по участникам:
а) индивидуальные
б) групповые
в) массовые
6. Формирование культуры политического поведения через:
1)систему образования
2)СМИ
Выборы - массовая форма политического участия.
|
957 | Политическое поведение | 1.Политическое
поведение – это поступки и действия субъекта политики, характеризующие
его взаимодействие с социальной средой, с различными
общественно-политическими силами.
2.Политическое поведение - деятельность субъектов политики:
1)политическая деятельность представителей государственных органов
2)поведение представителей политических партий
3)поведение общественных движений
4)поведение простых граждан
3.Отклоняющиеся формы политического поведения:
1)нормативные
2)протестные
4. Формы политической активности:
а) действие (открытая форма)
б) бездействие (закрытая форма)
5. Классификация форм политического поведения:
- по преемственности
а) традиционные
б) инновационные
- по целевой направленности:
а) конструктивные
б) деструктивные
- по участникам:
а) индивидуальные
б) групповые
в) массовые
6. Формирование культуры политического поведения через:
1)систему образования
2)СМИ
Выборы - массовая форма политического участия.
|
965 | Нации и национальные отношения | 1. Этнические группы в структуре общества. / Нации – особая разновидности этнической группы.
2. Признаки этноса:
а) наличие территории проживания;
б) общность языка, традиций, обычаев;
в) общность исторического и социокультурного опыта;
г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.
3. Разновидности этнических групп:
а) род и племя;
б) народность;
в) нация;
4. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:
а) межнациональная интеграция;
б) межнациональная дифференциация.
5. Демократические принципы межнациональных отношений:
а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;
б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;
в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;
г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;
д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.
6. Межнациональные отношения и национальная политика в современной России. |
966 | Государство | 1) Определение государства
2) Признаки государства
- суверенитет
- всеобщность
- власть
3) Типы гос. устройства
- федерация
- унитарное
4) Формы управления государством
- монархия
- республика
- теократия |
984 | Политический процесс в современном обществе | I. Понятие политического процесса как совокупности видов политической деятельности субъектов.
II. Субъекты политического процесса.
III. Стадии политического процесса:
1) выявление и согласование интересов
2) формирование цели и программы деятельности
3) реализация программы деятельности социально-политических общностей
4) контроль за реализацией, оценка результатов, определение ответ¬
ственности
IV. Понятие и специфические черты политической деятельности:
1) ориентация действий на проблемы всего общества
2) использование политической власти как главного средства осущест¬
вления целей
3) основным институтом решения проблем выступает государство
V. Политические компромиссы.
VI. Политическая борьба как противостояние интересов политических субъектов:
1) виды: революционная и реформаторская
2) формы политической борьбы
VII. Основные тенденции в развитии политического процесса в современной России.
|
991 | Религия и её роль в жизни общества | 1)Религия,понятие
2)Проблемы происхождения религии
а)Богословно-технологический подход
б)Материалистический подход
3)Признаки религии
а)вера в сверхъестественное
б)организ. поклонения высшим силам
в)стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала(Бога)
4)Религиозная вера
а)нормы морали
б)опред. юридические законы и нормы
в)вера в Бога
5)Ранние формы религии
а)тотемизм
б)анимизм
в)фетишизм
г)магия
6)Функции религии
а)мировоззренческая
б)терапевтическая
в)коммуникативная
г) регулятивная
д)культурная
е)интеграционная
7)Роль религии в жизни человека и общества
|
1003 | Прогресс и его критерии | 1.Определение понятия "Прогресс".
2.Критерии прогресса:
а)Развитие человеческого разума
б)Совершенствование нравственности людей.
в)Прогресс науки и техники
г)Возрастание степени свободы,которую общество может дать человеку.
д)Развитие прав и свобод
3.Гуманистические критерии:
а)Отношение к природе
б)Соблюдение прав человека
в)Средняя продолжительность жизни человека
г)Детская и материнская смертность.
4.Противоречивость прогресса. |
1006 | Общественный прогресс | 1. Прогресс
а) Определение термина
б) Критерии
в) Относительность прогресса
г) Противоречивость прогресса
2. Регресс
а) Определение термина
б) Право регресса
в) Регрессивные партии
3. Различные взгляды на направленность общественного развития
4. Общественное развитие в РФ |
1007 | общественный прогресс | 1.понятие прогресс
2.прогресс и регресс
3.противоречивость прогресса
4.критерии прогресса |
1019 | Гражданское общество | 1) Понятие гражданского общества
2) Признаки гр. общ-ва
а) правовая защищенность граждан
б) самоуправление
в) развитая демократия
г) свободно формулирующееся общественное мнение и плюрализм
3) Концепция гражданского общества
а) Взгляды Дж. Локка
б) взгляды Монтескье
в) взгляды Гегеля
г) Взгляды Маркса и Энгельса
4) Функции гражданского общества
а)создание механизмов общественного самоуправления
б) функция социального контроля
в) коммуникационная функция
5) Виды и примеры гражданского общества |
1040 | общество как динамичная система | 1понятие общества
2признаки общества как системы
-динамизм
-самодостаточность
-саморазвитие
-интеграция
3подсистемы общества
-экономическая
-социальная
-политическая
-духовная |